Работа на пленэре. Painting in the open air

 

 

                 Лицом к природе

Когда приходит теплое время года, весна, а за ней лето, я вспоминаю, почему-то всем известную песню, где говорится, что лето – это маленькая жизнь. И действительно: в нашей стране, с ее, в общем-то, холодным климатом, люди ценят каждый погожий денек. На лето строят планы, виды на урожай, отправляются далеко от дома. Лето – это пора каникул и активного отдыха. Как художник я предпочитаю именно такое времяпровождение  и весной, и летом, и в любое время года. Все просыпается, манит своей новизной, звуками и запахами, и волшебное слово «пленэр», как будто становится для меня, как для художника, девизом. Природа – это неисчерпаемый источник вдохновения, открытий, позитивного настроения. И, самое главное, она является первым нашим учителем. Бесспорно, для художника это чрезвычайно важно, так же, как и копирование картин старых мастеров — это основа классической школы.

А для меня весна – это пора радостных приготовлений к встрече с природой. Надо приготовить этюдник, просмотреть краски: все ли в наличии, проверить кисти  и другие художественные материалы, предвкушая первый «выход» на природу. Каждый год я стараюсь летом проводить время на пленэре и, каждый раз, работая на натуре над очередным пейзажем, я ставлю перед собой новые задачи. Мне все интересно в постоянно меняющемся окружении.

Это очень мне помогает, «очищает», как говорят художники, мой глаз и придает сил. К тому же, пребывание на природе важно для меня как для преподавателя. Ведь, чтобы научить студента основам пленэра, надо многое уметь самому.

     При создании любого пейзажа очень важно правильно выбрать место и построить композицию будущих акварелей, рисунков, живописных работ или быстро сделанных эскизов. Следующий, не менее важный момент – это умение почувствовать освещение, уловить состояние природы. Более того, можно даже специально писать этюды на состояние. Яркий тому пример – серия картин К. Моне, посвященных Руанскому собору. Каждая погода либо время суток по-своему прекрасны. Нужно только находить интересные и привлекательные для глаза эффекты дождливой либо солнечной погоды, утреннего или вечернего освещения.

Яркость ощущений поможет выразить правильно подобранный материал. Четкий линейный рисунок великолепно передает очертания предметов изображаемых при ярком солнце. Для неяркого освещения, тумана или  дождя, наилучшим образом подойдет акварель и мягкие материалы в графике.

Правильно выбранный формат  листа или холста организует и завершит композицию. Если задумана большая работа, то лучше всего делать набросок или серию набросков, и затем обобщить эти маленькие наблюдения в большом размере.

Еще одна интересная задача в пейзаже – отразить взаимодействие природы с произведениями скульптуры, архитектуры и садово-паркового искусства.

Большим наслаждением для меня является само пребывание в великолепном окружении наших пригородных парков. К некоторым местам возвращаешься неоднократно, их хочется писать в любое время года, при разном состоянии природы и разном солнечном освещении.

Екатерининский дворец в Царском Селе и дворец в Павловске, Мост Кентавров и Камеронова галерея, к этим своим любимым местам возвращаешься вновь и вновь, каждый раз открывая для себя то какую-то особую игру светотени, то по-разному воспринимаемые объемы архитектурных сооружений при разном освещении, то игру цвета и фактуры материала.

В яркий солнечный день отчетливо видно соотношение  света и тени. Свет как будто строит объемы, делая их как можно более осязаемыми и зрительно определенными. Формы более четкие, больше ощущается фактура материала, из которого построено здание. Например, пудостский камень, основной материал фасадов Камероновой галереи, как бы вбирая в себя солнечные лучи, создает впечатление легкости и наполненности светом.

При скользящем или рассеянном свете создается впечатление плановости и погруженности объекта в световоздушную среду. Плавность линий, благородство цветовых оттенков, общая сближенная тональность создают лирическое настроение в пейзаже.

Вечернее освещение заходящим солнцем придает архитектурному сооружению романтический образ, давая простор воображению. Далекая историческая эпоха становится намного ближе, и ее детали становятся более осязаемыми и конкретными, материализуясь посредством нашего восприятия.

Одним из важнейших элементов парка и его ландшафтного дизайна являются деревья, а, вернее, подбор их пород и вариации форм. В регулярной части парка очень большая роль отводится липе, как дереву, чья крона в наибольшей степени поддается стрижке и трансформируется при этом в различные геометрические фигуры.

Дуб с его удивительной графикой линий ветвей и стволов, а также с неповторимыми живописными свойствами листвы создает романтическую атмосферу в пейзажной части парка, завершая иллюзию «натуральности», идентичности реальной природы созданной человеком по его понятиям и представлениям.

Подчас, находясь на пленэре, художник сталкивается с двумя проблемами: ограниченностью во времени, когда невозможно в силу объективных и субъективных обстоятельств довести работу до конца, и изменчивостью состояния природы и освещения. В этом случае незаменимы наброски, и, чем больше их, тем больший выбор первоначального материала для создания завершенных творческих композиций. Умение обобщать и находить главное – неотъемлемая часть творческого процесса. Не нужно игнорировать ни одного наброска; даже после  достаточно большого периода времени, казалось бы, ничего не значащая зарисовка или маленькая акварель, может заставить взглянуть на тот же самый объект или вид совсем по-другому, давая возможность вспомнить ранее упущенные моменты.

Художественное творчество – это умение через изобразительные средства донести мысль и, возможно, это будет ярким воплощением единения человека с природой. В последние десятилетия стали особенно популярны идеи об экологически устойчивом и дружественном природе образе жизни, о невмешательстве в природные процессы и минимизации воздействия на окружающую среду, что должно стать для современного общества традицией. Эта традиция, по моему глубокому убеждению, является отправной точкой для создания нового. Ведь природа, она вечна.

 







Продажа картин

Индекс цитирования.

Работа на пленэре. Painting in the open air: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge