Первые шаги в овладении азами живописи и рисунка, конечно же, ассоциируются с натюрмортом. Название жанра говорит само за себя – мертвая натура, т.е. изображение неодушевленных предметов. Есть еще другая интерпретация этого понятия: спокойная жизнь (например, по-английски это still-life в голландском языке- stilleven, по-немецки это — stilleben). Но мертвая натура не означает, натура, ничего не имеющая общего с действительностью, отношение к которой можно показать, используя различные выразительные средства, в частности, и набор неодушевленных предметов.
В разные времена натюрморт воспринимался по-разному. Например, вплоть до конца
XIX века в России он относился к низшему жанру, который рассматривался как учебная постановка. И только к концу XIX века он обрел свою самостоятельность, а в XX столетии наступил период его расцвета.
Для меня натюрморт – это жанр живописи, с помощью которого можно выразить свое отношение к миру. Вспомним знаменитый «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.Б. Шардена, или такие виды изображения мертвой природы как «vanitas» (суета сует). Тематическая направленность натюрморта бывает разной: есть, так называемые, ученые натюрморты, есть натюрморты цветочные, есть, также, натюрморты со снедью. Эти голландские натюрморты с разнообразной провизией и битой дичью воспринимаются как гимн изобилию.
Импрессионизм, постимпрессионизм, а также течения изобразительного искусства XX века дали новый толчок в развитии этого жанра. Натюрморт – это уже не копия мертвой натуры, это выражение идеи и темперамента художника.
С натюрмортом я сталкиваюсь постоянно: и, обучая студентов на примерах академических постановок, и выбирая для себя в «мертвой природе» интересные моменты. Учебные задачи, которые решаются в натюрморте это — масштабность, композиция, выбор главного и второстепенного, распределение тона. Для себя я стараюсь расширить эти рамки. Природа для меня перестает быть мертвой, когда я приношу в мастерскую благоухающий букет сирени, пионов или полевых цветов, добавляя при необходимости в мою композицию фрукты, посуду, другие предметы быта. Устанавливая натюрморт, я как будто создаю для себя уголок своего бытия, тот уголок, где обитает моя душа. В наше время все больше наблюдается недостаток общения человека с природой. Возможно одна из актуальных задач натюрморта сейчас – это восполнить этот недостаток, и дать людям возможность быть ближе к воде, деревьям, ко всему тому миру, который нас окружает. Работая над натюрмортом, мне приходится ставить перед собой непростые задачи. С одной стороны – это передача материальности и соответствия действительности, с другой – погружение в лирическое настроение. Передача цвета, фактуры предметов это еще не все. Натюрморт должен по-своему звучать, быть музыкальным. Это необходимо для полноты образа. Летом многих людей тянет на природу. Кто-то уезжает на дачу, кто-то, к родственникам в деревню, а кто-то в дальние экзотические страны, сменяя надоевшую городскую обстановку, на что-то родное, знакомое с детства, далекое от мира офисов, компьютеров и всяких электронных устройств, без которых невозможно представить современную жизнь. Как глядя на картину, ни вспомнить запахи сада после дождя и аромат сирени. Это ушло из наших будней, так же как и ушли и привычные городские запахи прошлого, ароматы из детства, взамен которых пришли запахи выхлопных газов, дорогого парфюма и другие «искусственные» свидетельства урбанизации.
Моей целью было всегда отразить радость и красоту окружающего мира, показать богатство света и цвета, любоваться фактурой предметов, и сожалеть о несовершенстве изобразительного искусства, которое не может передать богатство запаха и вкуса! Окружающий мир – он разный. Мир может быть полон скорби и печали, но он может рассматриваться и как сокровище, созданное Всевышним, на радость всех живущих в нем людей. И, возможно, иногда стоит «опустить», не рассматривать печальную сторону нашего бытия, чтобы не было повода лишний раз впадать в уныние, а перефразируя Вольтера, думать только о самом лучшем в этом лучшем из миров! Чем не арт-терапия! Я не претендую на универсальность своего влияния, так же как и не являюсь апологетом какого-то определенного стиля в живописи. В разные периоды своего творчества я был более близок к разным живописным течениям: увлекался творчеством таких художников как, Сезанн, Матисс, Пикассо, Осьмеркин, Герасимов, Кончаловский… Я всегда старался учиться у великих мастеров, вбирая от них то, что близко мне. И реализм в искусстве для меня это не слепое копирование того, что меня окружает, это многообразие приемов и методов в постижении нашей действительности, многообразие способов ее передачи.
Натюрморт, как и любое другое живописное произведение, как бы ни был он индивидуален, всегда находит тех людей, которым он близок по духу, иными словами, он находит свой дом, свой адрес. Этот адрес или местонахождение может быть гостиная, спальня или кабинет. Каждая вещь в интерьере несет в себе энергетику своего владельца, и, соответственно, картина, в целом, и натюрморт в частности, также является отражением индивидуальности художника, носителем его энергетики. Соответственно, как и художнику, важно найти своего зрителя, так и зрителю или будущему владельцу картины важно найти своего художника, свою модель восприятия мира. И, если это созвучие перерастает в нечто большее, тогда картина в Вашем доме не бесполезная вещь!