Pen-and-ink drawing

Е.В.Малых. Обнаженная фигура. Факультет живописи. V курс. Бумага, перо, тушь. 38х45 см. Руководитель А.Л.Королев. 1986

Evgeny Malykh. The sketch of the nude male model. Pen-and-ink drawing. 38×45 cm. The Fifth Year of study.This work was created under the guidance of Professor A.L. Korolev. St.Petersburg, 1986

The first time I knew about pen-and-ink drawing was the period of my studies at the Art College in Ekaterinburg. Listening to the lectures on the History of Art and looking at the photos from the artworks of the nationally recognized and world famous artists and turning the glossy pages of art albums, I admired of these masterpieces They gave me the incentive to try this technique myself. Apparently, it is very easy to find the tools for this activity: a sheet of paper and pen with ink, have always been at hand. However, passing from words to deeds wasn’t as easy as it might look. Drawing with pen and ink requires from the artist to be very focused on their task. Nevertheless, your drawing should look like the artistic improvisation. Eventually, some of my attempts had proved to be successful, and this small achievement inspired me.

At that time I knew that not only steel pens were used in drawings: pen and ink drawing has a very interesting history. As far back as in the Ancient Egypt people worked with pens and brushes when drawing on the papyrus rolls. A copper pen dated back to 79 A.D. was found during the archaeological excavations in Pompeii.

My next experience in the pen-and-ink drawing I gained when I studied at the St. Petersburg Art Academy in the studio of People’s Artists of the USSR Andrei Mylnikov. Then, we, as the four-year students of the Academy of Arts worked on the drawings of the nude male models under the guidance of Professor Alexander Korolev. That task was a part of our curriculum. I must say that we had visited the Academic Library with the purpose of studying the best drawings of the classical artists before we started doing this task. Our library has a great collection of the facsimile reproductions of the ancient drawings. Alexander Leonidovich Korolev himself was a great admirer of the Renaissance artists, who worked in this genre, especially Michelangelo. He had always tried to pass on this the highest culture of drawing to his students. He also was of the opinion that pen as a tool plays an important part in eye training. As he said, this technique disciplines the eyesight. The line should be very precise because it is impossible to erase it afterward.

At the same time, another method of teaching this technique is often done. Those students whose hands are not trained enough are supposed to use a preliminary pencil drawing. Then, these lines should be outlined in ink. In the modern pen-and-ink drawings, a wide variety of pens are used: from the traditional pens, which are inserted into a handle to the more updated pens with the filling system, felt markers, ball pens, and roller ball pens. However, I have to say that when we use these facilities, we lose the sense of improvisation and the creative attitude to such artworks. Admittedly, many artists while drawing with pen and ink, searched for the right proportions of the objects depicted. We often can see auxiliary lines in their drawings. Those thin lines, which are drawn very close to the contours of the objects, illustrate the search of right proportions made by artists. We can see those so called misses in many designs of Michelangelo, which, so naturally form the entire ornament of the whole work. It’s known that Michelangelo often used the pen when he drew the Ancient Greek or Roman sculptures. Looking at these masterpieces, we consider these strokes not only as the part of the drawings, but like the attempts of a sculptor, who uses the pen like his chisel to cut out the shapes in the surrounding space.

The curriculum of the Faculty of Architecture includes the task on pen-and-ink human figure drawing. It is held for the four-year students every second semester. Most students are eager to do this task, which is for them the work on attention and concentration. For more successful students, teachers give advice not to make a preliminary drawing, but go ahead, beginning and ending this task with the pen only. Apart from the vast knowledge in construction and architectural design, a future architect needs artistic skills to add aesthetic features to their architectural sketches and designs. Undoubtedly, the handling of pen-and-ink drawing helps the artists to elaborate the precise and exquisite line, which enriches their architectural designs. During their studies, the students do different tasks, learning how to use different techniques and art materials.

It goes without saying, every objective requires its methods of expression. The summer practical training sessions give the students of the future architects an excellent opportunity to polish their skills after the third year of studying. Our mentors help students to choose the right materials according to the task objectives. For example, pen-and-ink drawing is better for the depicting the texture of a tree trunk, ornaments of cast-iron grills, and cracks in stone masonry. The combination of different materials in the graphic art gives the new opportunities for implementation of new ideas. For instance, brush, China ink, sepia, and watercolour are widely used when depicting dark places. In this case, the shadows become more intense. On the contrary, when shadows are hatched without the underlying tone, they look lighter and more transparent.

I have always admired the Renaissance architectural designs. Being made by using various techniques, they draw viewers’ attention neither their sizes nor the vast scale of their ideas, but liveliness, vibrant tones, and elegance. All these features require great mastery; thanks to that the seemingly ordinary architectural sketch turns into a great work of art.

Nowadays, we are hesitant over choice, being able to purchase any art materials; rarely artists use such an outdated tool as a goose quill. To some degree, a steel-pen is also considered as the thing of the past. Admittedly, these instruments almost replaced by more up-to-date tools, such as a fountain pen, ball pen, ball pen and felt-tip pen. Needless to say, despite its disadvantages, the traditional pen, not convenient, though, is very suitable for drawing by making thick and thin lines. Contrary to the drawings made with a ball or roller pen, which look like the well-done exercises, these pieces of art are fascinating and full of life.

More and more skilful pen-and-ink drawings can be spotted year at the midterm and final exhibitions of the students’ artworks. In the opinion of many students who do the outdoor and indoor tasks, there are many places and moments, where such or such a technique of pen-and-ink drawing is suitable for each work. In the end, I would like our students to be enthusiastic about their work and studying at the Institute, and wish them more discoveries and more compelling creative artworks.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рисунок пером

Е.В.Малых. Обнаженная фигура. Факультет живописи. V курс. Бумага, перо, тушь. 38х45 см. Руководитель А.Л.Королев. 1986

Е.В.Малых. Обнаженная фигура. Факультет живописи. V курс. Бумага, перо, тушь. 38х45 см. Руководитель А.Л.Королев. 1986

 

 

                                  

     О рисунке пером, как об отдельном жанре, я впервые узнал еще в период обучения в художественном училище, на лекциях по истории искусств. Просматривая репродукции с произведений выдающихся мастеров отечественного и зарубежного изобразительного искусства в книгах и художественных альбомах, я восхищался этими шедеврами.

     Они пробудили во мне желание самому попробовать поработать в этой технике. Ведь материалы, применяемые при работе над перовым рисунком, самые простые: перо, бумага и тушь. Тем не менее, перейти от слов к делу оказалось не так-то просто. Выполнение задачи требовало максимальной сосредоточенности и внимательности, хотя сам рисунок должен был создавать впечатление своего рода, импровизации, живой зарисовки. Все же, кое-что получилось удачно. Это окрылило меня.

     Тогда же я узнал, что не только стальные перья использовались в рисунках: рисование пером имеет свою интересную историю. Еще в Древнем Египте использовали тростниковые перья и кисти для письма и рисования на свитках папируса. Медное перо, относящееся к 79 году нашей, эры было найдено в Помпеях.

     Мой следующий опыт в рисовании пером, я приобрел, уже обучаясь в мастерской народного художника СССР, академика А. А. Мыльникова. Под руководством профессора А.Л. Королева, который тогда преподавал рисунок, студенты IV курса нашей мастерской выполняли задание по рисованию обнаженной мужской фигуры. Надо сказать, что до этого мы посещали залы Научной Библиотеки Академии художеств с целью изучения графического наследия старых мастеров. Библиотека обладает большим собранием факсимильных репродукций. Сам Александр Леонидович был большим поклонником рисунков мастеров эпохи Возрождения, особенно Микеланджело, и эту высочайшую культуру рисунка он старался передать нам. Он считал, что перо, как инструмент, дисциплинирует глаз. Линия должна быть предельно точной, т.к. ее потом нельзя удалить резинкой.

     В то же время, при обучении студентов, практикуется и другой подход к заданию. Тем из них, у кого рука недостаточно натренирована, предлагается сделать предварительный рисунок карандашом. Затем карандашные линии нужно обвести тушью. В современных рисунках пером используются любые ручки и перья – от традиционных, которые вставляются в рукоятку до ручек с механизмов заправки, фломастеров, шариковых и гелевых ручек. Но при таком подходе теряется ощущение свежести, непосредственности и импровизации в рисунке. Есть примеры поисков точных пропорций и объемов и у классиков мирового искусства. Такие «непопадания» мы видим у Микеланджело: т.е. эти линии поиска органично входят в вязь рисунка, обогащая его и делая более интересным. Известен факт, что для рисования античных скульптур очень часто Микеланджело использовал перо. При этом перо мы воспринимаем у него не только как инструмент для рисования, но и как резец у скульптора: мастер штрихом и линией «вырубал» форму в пространстве.

     Программа архитектурно факультета включает в себя задание по перовому рисунку фигуры. Оно проводится на IV курсе во II семестре. Его с удовольствием готовы выполнить многие студенты, это для них, своего рода, задание на внимательность, а наиболее успешным студентам преподаватели советуют не делать предварительный рисунок карандашом, а начинать и завершать его в перовом исполнении. Помимо того, что будущий архитектор должен обладать большими знаниями в области строительства и архитектурного проектирования, ему необходимы и художественные навыки, чтобы привнести эстетические элементы в их архитектурные эскизы и проекты. Владение техникой перового рисунка, несомненно, помогает формированию четкой и изящной линии, которая обогащает архитектурную графику. В процессе обучения художественным дисциплинам студенты выполняют различные задания, изучая особенности применения техник и материалов.

   Каждая задача диктует свой выбор выразительных средств. Великолепные возможности в этом плане дает летняя художественная практика на архитектурном факультете после III курса. Преподаватели помогают студентам подобрать правильный материал. Рисунок пером как нельзя лучше подходит для изображения фактуры стволов деревьев, вязи чугунных решеток, а также утрат на старых архитектурных объектах: разрушенных кирпичных стен, обветренного пористого камня, щелей и трещин в каменной кладке. Сочетание в графических работах различных материалов дает новые возможности в создании художественного образа. Очень часто при изображении теней используются кисть, сырой соус, сепия или акварель.

Но, в этом случае, тени становятся более плотными, «глухими». Если же тени набираются штрихом без тональной подкладки, то они более легкие и прозрачные.

     Я всегда восхищался архитектурными рисунками эпохи Возрождения. Выполненные в разных техниках, они привлекают внимание не своими размерами и грандиозностью идей, а живостью, трепетностью, и изяществом, за которыми стоит большое мастерство. Это делает, казалось бы, обычный архитектурный эскиз самостоятельным произведением искусства.

     В наше время мы имеем большие возможности в приобретении инструментов для рисования, и редко кто теперь пользуется в перовом рисунке гусиным пером. В какой-то, степени, как атрибут прошлого рассматривается и стальное перо. Прочное место на рынке канцелярских товаров занимают чернильные ручки с резервуаром для наполнения чернилами, шариковые и гелевые ручки, фломастеры. Но, все-таки, традиционное перо, пусть не совсем удобное по современным понятиям, но с большими возможностями в создании живой линии, толщину которой можно легко варьировать путем разной силы нажима, имеет неоспоримые преимущества. По сравнению, например, с рисунками, выполненными шариковой или гелевой ручками, которые кажутся лишь добросовестно сделанным упражнением, эти рисунки полны жизни, они завораживают.

В последнее время на ежесеместровых выставках учебных работ студентов

архитектурного факультета, встречается все больше интересных перовых рисунков. По многочисленным признаниям самих студентов, которые выполняют задания по интерьерной практике, а также на пленэре, есть много интересных мест и моментов, для изображения которых наилучшим образом подойдет именно техника рисунка пером. Хотелось бы, чтобы этот энтузиазм не угасал, а творческий труд в стенах института приносил бы его студентам больше интересных открытий, новых впечатлений, выразительных и заслуживающих внимания работ.

Индекс цитирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.