На пленэре. Павловский парк. Художник Евгений Малых

Несколько базовых практических советов по работе на пленэре

 

  1. Выходим на улицу и начинаем
  2. Что же такое пленэр?
  3. Что нужно знать, прежде чем выйти на пленэр?

4. Выводы

Наступило лето, дни стали длиннее, а природа красочнее. Постоянно манит на свежий воздух. Прогулки, работа на даче, рыбалка — каждый выбирает, что ему по душе.  А для художников теплое время года знаменует период пленэра, когда возможно творить вне стен дома, квартиры или мастерской. Само слово plein air  в переводе с французского означает «на открытом воздухе».

Для художника, работающего на улице,  задачи могут  быть самыми разнообразными: от практических упражнений по тонально-цветовым соотношениям до создания целостных произведений на природе. Для того чтобы получить удовольствие, как от рабочего процесса, так и от конечного результата важна правильная методика.

В статье ниже представлены основные советы, которые помогут вам  в работе. Если они совпадают с вашим опытом рисования или живописи на натуре, то было бы интересно узнать ваше мнение или учесть ваши дополнения к моим рекомендациям.

Приглашаю вас к обсуждению!

Выходим на улицу и начинаем

На протяжении многих столетий художники использовали методы пленэрной живописи и свои наблюдения на природе. Это увлекательный и даже немного загадочный процесс,  открывает новые горизонты творчества.  Снимем с него завесу таинственности и покажем, как рисование на открытом воздухе поможет вам исправить ошибки и приобрести навыки передачи цвета и света.

Пленэр интересен как опытным художникам, так и новичкам, стремящимся получить удовольствие от рабочего процесса. В этой статье я расскажу, что такое пленэр, и дам полезные советы для начинающих. Вы узнаете, с чего начать, как правильно выбирать композицию и как натренировать глаз для более точного наблюдения и изучения природы.

Погружение в пленэр разовьёт  ваше восприятие и поможет увидеть красоту окружающего мира. Занимаясь живописью на свежем воздухе, вы обретёте не только новые навыки, но и ощутите радость творчества.

Пейзаж на картине и реальный вид Павловского парка

Павловский парк

Что же такое пленэр?

Пленэр – это живопись на открытом воздухе, и самое главное в ней – работа художника при естественном свете. Это могут быть и пейзажи, и жанровые сцены, и даже натюрморты. В отличие от работы в мастерской, где художники опираются на эскизы и модели, пленэр требует непосредственного контакта с природой.

Французские импрессионисты  дали толчок пленэру, сделав его популярным. Этот стиль получил широкую известность благодаря изобретению тюбиков с красками и этюдников, что значительно упростило процесс работы вне мастерской.

Работа на пленэре требует определённых технических навыков и способности быстро запечатлеть цветовые и световые эффекты. Художники, которые выбирают этот метод, стремятся к динамичным и живым композициям, что делает каждое их произведение по-особенному уникальным. Пленэр развивает наблюдательность и умение передавать атмосферу момента, захватывая мгновения в их истинной сущности.

Художественные материалы для пленэра

 

Что прежде всего нужно знать, прежде чем выйти в большой и открытый мир, наполненный воздухом и светом? Вот некоторые практические советы:

1.Выбираем материалы

Если говорить о красках, то для пленэра подойдут любые. Но для начала поработайте гуашью. Эти краски хорошо растворяются в воде, быстро сохнут и обладают хорошей кроющей способностью. В отличие от акварели, они более «послушны». Акварель требует определённой сноровки, безошибочного мазка. Она не терпит исправлений. Часто смывать краску с бумаги не рекомендуется, поскольку бумага теряет свою структуру.

Оптимальный формат бумаги для начинающего художника — 15х20 см,  самая широкая кисть  —  3 см. Более узкие кисти  используйте для деталей. Специальный акварельный картон и альбомы-склейки подойдут и для гуаши.

2. Определяемся с местом

Городские и природные ландшафты предлагают множество сюжетов для пленэрного рисования и живописи. Попробуйте экспериментировать с различными окружениями и стилями, чтобы найти то, что вам ближе. Если вам некомфортно в многолюдных местах, лучше избегать шумных улиц. В таком случае можете надеть наушники, чтобы не общаться с прохожими.

Кроме того, есть альтернативный способ взаимодействия с потенциальными покупателями. Берите с собой визитные карточки, чтобы заинтересованные люди могли связаться с вами позже. Это поможет вам установить контакт и, возможно, продать свои работы в будущем. Используйте любую возможность, чтобы развивать свои навыки и находить вдохновение в разнообразных ситуациях.

3. Решаем, что хотим изобразить

После выбора места внимательно обследуйте близлежащую территорию. Ищите интересные детали, такие как красиво освещённые объекты или группы деревьев. Имейте в виду, что эффект освещения длится недолго, поэтому важно рассчитать свое время. Если у вас есть всего полчаса, не стоит выбирать сложный сюжет.

Не стесняйтесь уделять внимание небольшим объектам. Прежде чем приступить к рисованию, сделайте несколько фотографий. Это поможет вам завершить этюд дома, используя масло, акварель или гуашь. При подходящем освещении и правильной подготовке вы сможете запечатлеть все впечатляющие моменты, обращая внимание на детали. При этом удастся передать атмосферу места. Главное — не спешить и сосредоточиться на том, что действительно вдохновляет.

4. Правильный настрой и организация рабочего места – важные составляющие хорошего результата

Организуйте свои художественные принадлежности таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. На вашем этюднике должно разместиться всё необходимое: бумага или холст на подрамнике, палитра, полотенце или кусок ткани, ёмкость с водой и хотя бы несколько тюбиков с краской.

Чтобы избежать ненужных перерывов во время работы и постоянного поиска необходимого тюбика, выдавите основные цвета на палитру заранее. Смешайте их до начала рисования.

Это поможет вам сосредоточиться на процессе живописи, не отвлекаясь на мелкие детали. Такой подход значительно повысит вашу продуктивность и сделает процесс более приятным и комфортным.

5. Найдите интересную композицию

Правильная организация пространства формата имеет ключевое значение для успешного результата. Для начала  с помощью пальцев создайте импровизированную рамку, которая поможет определить интересный сюжет. После этого перенесите выбранный мотив на холст или бумагу и сделайте карандашный набросок.

Рекомендуется делить рабочую поверхность на три равные части. Линии  должны быть четкими, не дублироваться, избегайте бессмысленных касаний, так как это может привести к созданию слабой композиции. Чем более уверенно и правильно будет организовано пространство, тем больше шансов на создание цельной, гармоничной работы.

Оставьте достаточное расстояние между элементами, это позволит каждому из них «дышать» и привлечет внимание зрителя. Важно помнить, что грамотное использование формата способствует не только эстетике, но и выразительности вашей работы. Продумайте каждую деталь, чтобы достичь желаемого эффекта.

6. От большого к малому

Попробуйте использовать самую широкую кисть как можно дольше. Это обобщение поможет вам увидеть объемы и избежать излишнего погружения в детали. Сфокусируйтесь на соотношениях цветов, чтобы понять их и оценить более точно.

Когда вы почувствуете, что широкая кисть уже не нужна, смените её на кисть поуже. Не спешите брать очень тонкую кисть: сначала оцените, достаточно ли вам деталей для дальнейшей работы.

7.Наблюдайте за цветом в природе

Одна из серьёзных проблем для начинающих – определить цвет. Это не так легко, как кажется поначалу. Мы хорошо отличаем красный от синего, но когда дело доходит до «грязных» смесей коричневых, серых и пурпурных, всё усложняется. Тени бывают тёплыми, лёгкими и холодными. Нет строго прописанных правил  — просто наблюдайте. Усиливайте цвет, где  необходимо.

8. Практика, практика и ещё раз практика

Не каждая работа станет шедевром, и это нормально. Всё зависит от поставленной задачи и ваших требований к себе. Постарайтесь забыть о внутреннем критике и сделайте небольшой перерыв. Позвольте себе переключиться на что-то другое.

Создайте отдельную страничку для экспериментов с маленькими эскизами, чтобы исследовать соотношение цветов и текстур. Используйте более крупный формат, чтобы расширить свои возможности в создании.

Не бойтесь сочетать различные материалы и техники – всё, что вам нравится, может стать источником вдохновения. Важно пробовать новое и позволять себе ошибаться. Каждый опыт, даже неудачный, приближает вас к лучшему результату. Открытость к экспериментам поможет развить ваши навыки и сделать процесс творчества более увлекательным.

9. Делайте всё пошагово

Как чудесно проводить целые сутки за письмом на свежем воздухе! Однако, скорее всего, у вас есть ограниченное количество времени. Всего два часа могут быть достаточно, чтобы уловить суть пейзажа или фигурной композиции.

Если у вас всего 30 минут в день, то стоит изменить подход. Вы сможете сосредоточиться на главных элементах, что сделает ваше произведение более обобщённым и, в итоге, живым. Каждый шаг, проделанный вами в ограниченные сроки, поможет сконцентрироваться на ключевых аспектах, а не на мелочах.

Постарайтесь использовать имеющееся время с максимальной эффективностью, и вы цените результат своего труда. Помните, что даже в короткий промежуток времени можно создать нечто удивительное. Вы удивитесь, как много можно сделать за предоставленное  вам время, если подойти к задаче с правильным настроем.

Выводы:

Работа на пленэре – увлекательный и одновременно сложный процесс. Относитесь к ней очень серьёзно. Соизмеряйте  поставленные задачи со своими возможностями. Самое главное – не бойтесь. Неудачный этюд – это не приговор. Сочетайте теоретические советы и ваш практический опыт. Не бойтесь спросить совета у наставника. Для поднятия настроения работайте в коллективе единомышленников. Если нужно, показывайте работы друзьям, знакомым, коллегам, тем самым проверяя своё впечатление. И помните: только постоянная работа поможет сделать пленэр по-настоящему увлекательным процессом.

Картина и реальный вид Павловского парка. Художник Евгений Малых

Художник Евгений Малых

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

CommentLuv badge

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.