- Специальный зонт для художника
- Раскладной стульчик
- Этюдник
- Жёсткую основу для акварели
- Материалы для живописи — акварель, гуашь, темпера
- Небольшую ёмкость с водой
- Графические материалы
- Бумагу
2. Памятники Великого Новгорода, на которые нужно обратить внимание на пленэре. Территория Кремля
3. Места для работы на пленэре. Торговая сторона Новгорода
4. Ищем места для работы. Некоторые особенности изображения архитектурных объектов
5. Особенности различных жанров и техник. Практические советы
1. Лето — время пленэра
Первые два летних месяца – июнь и июль – пора пленэрных практик в Санкт-Петербургской Академии художеств. Для первого курса факультета архитектуры своеобразие работы на открытом воздухе состоит в том, что задания в городе сочетаются с выездами за его пределы – Старую Ладогу, Выборг, Великий Новгород. Эти три автобусные поездки длятся по одному дню, и поэтому, чтобы запланированное на них время было продуктивным, необходимо учесть специфику выездных сессий.
Рассмотрим важные аспекты выполнения экстерьеров на примере Великого Новгорода, города с богатой историей, памятниками древнерусского зодчества и обилием интересных примеров сочетания зданий, сооружений, архитектурных ансамблей с окружающей средой.
2. Что нужно взять с собой на пленэр
Непосредственно перед поездкой преподавателями живописи, рисунка и композиции факультета архитектуры проводится производственное собрание, где студентам даются базовые инструкции по подготовке к работе вне пределов Санкт-Петербурга.
Первое и самое важное для каждого учащегося – взять необходимые художественные материалы и приспособления для выполнения заданий. Для многих новое место работы это, как правило, незнакомая среда, с которой надо освоиться в достаточно короткий промежуток времени, изменения освещения, подчас резкие перемены погоды. Поэтому, в определённой степени, нужно быть готовым к тому, чтобы чувствовать себя независимо вдалеке от дома. Для этого надо иметь следующее:
-
Специальный зонт для художника
Он даёт отличную возможность выбрать любую интересную с художественной точки зрения точку, не испытывая неудобств, при прямом освещении, если поблизости нет естественного укрытия: тени от дерева, козырька здания, арки. Зонт устраняет влияние рефлексов от солнечных лучей на рабочую поверхность и даёт дополнительную возможность искать композиции с объектами, освещёнными сзади, делая акцент на выразительном силуэте объекта.
-
Раскладной стульчик
Лёгкий, мобильный, он позволяет удобно расположиться в любой интересной для работы точке и не искать поблизости комфортных мест для сидения: скамеек, поваленных деревьев, пней или просто сухих участков на пригорках.
-
Этюдник
В поездку лучше брать среднего размера, обязательно на регулируемых ножках. Это и хранилище кистей, красок, палитры и других необходимых художнику вещей, и переносной станок, обеспечивающий полноценное рабочее место на открытом воздухе.
-
Жесткую основу для акварели
Это может быть планшет или специальный альбом из отрывных, склеенных друг с другом листов плотной бумаги.
-
Материалы для живописи – акварель, гуашь, темпера
В художественных дисциплинах на факультете архитектуры масляные краски исключаются.
-
Небольшую ёмкость с водой
На случай, если рядом негде будет пополнить запасы и вымыть загрязнившиеся кисти.
-
Графические материалы:
- карандаши
- сепию
- гелевую ручку
- маркер (толстый)
- сырой соус
Все эти средства для рисования используются в зависимости от задачи работы – наброска, рисунка или законченной композиции. Перо, хотя это и интересный материал, дающий художнику много возможностей при выполнении творческих задач, для задания непосредственно на пленэре не рекомендуется, так как выполнение работы при его посредстве занимает много времени. Как инструмент, оно отлично подходит для домашних работ: создания пейзажей, рисунков и фрагментов архитектурных сооружений на основе пленэрных набросков.
8. Бумагу
Тот или иной вид которой зависит от выбора места или поставленной задачи. Вот некоторые её разновидности:
- цветная
- тонированная
- рельефная (торшон)
- альбомы-склейки для акварели
Последние очень удобны, так как служат одновременно и источником бумаги и жёсткой основой для акварели.
Организация рабочего процесса непосредственно на месте выездной практики требует особого внимания. Как правило, от приезда на место проведения пленэра до отъезда домой, рабочий день группы длится примерно 6 часов (с 11.00 до 17.00). Поскольку за эти часы студенту желательно сделать не менее 10 рисунков, живописных работ и набросков, необходимо чёткое представление об особенностях местности, объектах и окружающей среде. Для этой цели рекомендуется обойти с преподавателем территорию и определиться с точками обзора.
2. Памятники Великого Новгорода, на которые нужно обратить внимание на пленэре. Территория Кремля
И начать этот обход лучше всего с прогулки по древнему Новгородскому кремлю, или, как его называли в первые века его существования, Детинцу. Гуляя здесь, невольно окунаешься в атмосферу средневековой истории и не только. Понять прошлое помогают памятники архитектуры и искусства, построенные в разные годы – от XI до XIX столетий. Безусловным центром притяжения наших современников являются здания и сооружения, относящиеся к периоду Древней Руси: Собор св. Софии, Владычная палата и прилегающий к ней двор, Часозвоня, звонница Софийского собора, Никитский корпус. Все они находятся в пределах шаговой доступности, и это, безусловно, является дополнительным удобством. Разнообразие памятников даёт исключительную возможность найти интересные моменты с точки зрения, сочетания объёмов и силуэтов, оригинальные пейзажные моменты, полюбоваться архитектурными деталями, сравнить текстуру материалов, понять, как художественными средствами выражается работа архитектурных конструкций и, наконец, на живых примерах проследить эволюцию древнерусского зодчества.
3. Места для работы на пленэре. Торговая сторона Новгорода
Неподалёку, на другом берегу реки Волхов, расположена Торговая сторона Великого Новгорода. Там находятся такие памятники архитектуры как церковь Параскевы Пятницы на Торгу, Никольский Собор и знаменитая фресками Феофана Грека церковь Спаса на Ильине улице, Гостиный двор, лёгкая, белоснежная аркада которого как будто задаёт ритм всему архитектурному ансамблю. Отсюда также открываются монументальная панорама на реку Волхов и Софийскую сторону на противоположном берегу. Если спуститься ниже Ярославова дворища, то на прилегающих улицах и небольших улочках можно найти интересные с художественной точки зрения образцы частной и общественной застройки Новгорода XIX – начала XX веков. В жаркий солнечный день здесь можно укрыться в тени и избежать попадания на лист бумаги прямых солнечных лучей.
4. Ищем места для работы. Некоторые особенности изображения архитектурных объектов
Рабочая поверхность должна находиться в полутени, в случае попадания на лист яркого света, работа, скорее всего, будет слишком тёмной.
В зависимости от поставленной задачи архитектурные объекты можно изобразить по-разному: в панораме или находящимися в замкнутом пространстве какого-нибудь дворика.
В наши дни художники пейзажисты при работе довольно часто используют фото. Однако не стоит злоупотреблять современными техническими средствами. Фотография – это, прежде всего, помощник. Художник не должен ей следовать буквально. Например, если надо вспомнить, как выглядит та или иная архитектурная деталь, то фото будет неплохой подсказкой.
5. Как организовать своё время
Ограниченность во времени – одна из главных проблем выездной пленэрной практики, поэтому продуктивность работы зависит ещё и от выбора места. Один и тот же объект можно изобразить в разных техниках – в живописи или в графике. Таким образом, не нужно тратить лишние минуты, переходя от одного места к другому, а в результате мы получаем необходимое для итогового зачёта количество и рисунков, и акварелей.
6. Особенности различных жанров и техник. Практические советы
Задачи для графических работ отличаются от целей акварельной живописи, живописи гуашью или темперой. Для рисунков очень важно выбрать места с малым количеством теней или делать композицию, когда источник света находится позади изображаемого объекта, то есть на контражуре. Здесь важно владение пятном и силуэтом.
Живопись, наоборот, желательно начинать с теней. Они, как тональные акценты, будут затем давать возможность прорабатывать цвет в красках.
Особое внимание следует уделить краткосрочным наброскам объектов. Часть времени нужно посвятить и этим заданиям, однако основное время надо посвятить законченным работам.
Требуемый формат, как для живописных, так и для графических заданий, не больше А4, поскольку время на доделку ограниченно. При этом нужно учесть следующее – баланс законченности и «пленэрности», свежести впечатления, не впадая в излишнюю детализацию и сухость.
7. Подводим итоги
После каждой поездки, как правило, один раз в неделю, проводятся аудиторные консультации. Такие обсуждения очень полезны, как и для преподавателей, так и для студентов. Первые видят целостную картину работы группы, вторые до консультации успевают проанализировать свою работу сами и определиться с вопросами к преподавателю.
Таким образом, выявляются хорошие моменты и недостатки. Всё это позволяет хорошо подготовиться к последующей итоговой выставке по летней практике.
Несомненно, летний пленэр на факультете архитектуры очень полезен во многих аспектах. Это и приобретение полезных навыков, и расширение кругозора, и владение художественными средствами и материалами. В целом, это впоследствии помогает в создании полноценного эстетического образа уже самостоятельного архитектурного проекта.

