- Необходим ли пленэр на факультете архитектуры?
- Архитектура и её определение
- Архитектура и восприятие окружающей среды
- Роль художника-преподавателя в процессе обучения
- Значение пригородных парков Санкт-Петербурга для обучения будущих архитекторов
- Роль деревьев в пейзаже
- Светотень в пейзаже
- Выбор художественных материалов
- Наброски как важная составляющая пленэрной практики
- Пленэр. Традиции и современность
1. Необходим ли пленэр на факультете архитектуры?
Преподавание художественных дисциплин ведется на архитектурном факультете уже не первый год. Портрет, пейзаж, живописный натюрморт, композиция, рисунок интерьера, городской и загородный пейзаж — при таком обилии и разнообразии заданий для студентов невольно возникает вопрос: «А нужно ли это сегодня, в наши дни?». Для чего, например, в ультрасовременном интерьере, спроектированном в стиле хай-тек, акварель или картина маслом, выполненная в лучших реалистических традициях реалистического искусства, на основе которых была и построена программа Академии художеств и института им. И.Е.Репина? А портрет или фигура в интерьере?
С другой стороны, работа на пленэре ничем не отличается от практики студентов живописного факультета, исключая, конечно, применяемые художественные материалы. Каково значение такого, в общем-то, традиционно исторического подхода при современном, многообразном и, подчас, нетрадиционном развитии новой архитектуры?
О многих важных аспектах художественной практики мною было сказано в моей предыдущей обзорной статье о летнем пленэре. Художественная практика, являясь интересным и захватывающим творческим процессом, ставит перед преподавателем многие важные вопросы. Один из них — взаимодействие архитектуры и природной среды.
2. Архитектура и её определение
Мы знаем много характеристик и определений архитектуры: от строго научных до образно эмоциональных. Например: архитектура — это застывшая музыка в камне, или, архитектура это, своего рода история, рассказ, информация переданная человеку. Она, создавая материально организованную среду, рассматривается через здания и сооружения, как произведение искусства.
Архитектурные работы воспринимаются и как социально-политические символы. Архитектура включает в себя и другие виды изобразительного искусства: например, монументальную живопись и скульптуру. Она не только служит чисто прагматическим целям для человека. Строительство жилья, планирование мест отдыха и развлечения, возведение культовых сооружений или проектирование промышленных гигантов — не только эти задачи решаются архитекторами. Человек выражает свое отношение к окружающему пространству, делая его художественно значимым, взаимодействуя с природой.
Безусловно, чтобы оперировать объемом и пространством, необходимо его изучить, более того, — прочувствовать. По моему мнению, изобразительное искусство играет выдающуюся роль в этом процессе.
3. Архитектура и восприятие окружающей среды
Именно на это направлены все «художественные» задания на архитектурном факультете, начиная с рисунков гипсовых голов и фигур и заканчивая рисунками интерьеров, живописными композициями и летним пленэром.
Я вспоминаю свои студенческие годы, когда мы, учась на живописном факультете, слушали лекции по основам архитектуры. Целью этих лекций было не только расширить наш кругозор, как студентов творческого факультета, но и открыть законы правильного изображения зданий и архитектурных объектов. Мы постигали законы архитектурной гармонии, и они были для нас законами соразмерности человеку.
Современные строительные материалы позволяют создавать невероятные конструкции, выражающие ничем не ограниченный полет человеческой фантазии. Но, наверное, на всем протяжении исторического развития архитектуры, самым главным критерием и наивысшей оценкой, помимо ясности выражения общей идеи и соответствия целям и задачам, была соразмерность человеку, которая всегда являлась определяющим фактором.
Годы учебы и работы уходят на то, чтобы изучить это окружающее человека пространство через природу, исторические памятники, традиции, чтобы потом от идей и концепций идти к завершенным образам.
4. Роль художника-преподавателя в процессе обучения
В процессе преподавания художественных дисциплин в целом и проведения летней художественной практики в частности происходит удивительный процесс не только передачи знаний от преподавателя к студенту, но и обратный процесс: преподаватель-художник по-другому смотрит на архитектуру, находя в ней новые моменты, играющие решающую роль в ero творческом поиске. Результативность этого процесса напрямую зависит и от самоподготовки преподавателя.
5. Значение пригородных парков Санкт-Петербурга для обучения будущих архитекторов
Большим наслаждением для меня является само пребывание в великолепном окружении наших пригородных парков. До сих пор я стараюсь не упустить возможность поработать на натуре и организовать для себя летний пленэр. К некоторым местам возвращаешься неоднократно, их хочется писать в любое время года, при разном состоянии природы и разном солнечном освещении.
Парки пригородов Санкт-Петербурга — это выдающееся достояние нашей культуры и неотъемлемая его часть. Положительно воздействуя на нас, они будут нести позитивный заряд всем тем людям, кто посещает эти парки или станет их гостем потом, являясь живым воплощением бессмертия произведений искусства.
Павильон «Камеронова галерея» в Екатерининском парке Царского Села яркий тому пример. Построенный в 80-x годах XVIII века Чарльзом Камероном, он стал любимым местом для прогулок императрицы Екатерины II, особенно в дождливые дни. Это удивительное сооружение, расположенное на границах пейзажной и регулярной частей парка, является неотъемлемой частью общей композиции. Наслаждаясь уникальным единством природы и архитектуры нельзя не отметить органичное вхождение Камероновой галереи в ландшафт Екатерининского парка, разнообразия фактур и цвета в отделке фасадов. При разном солнечном освещении галерея смотрится по-разному. В этом случае, как не вспомнить классический пример — серию видов Руанского собора Клода Моне. То же самое и здесь: солнце как будто является соавтором художника, его только надо почувствовать!
В яркий солнечный день отчетливо видно соотношение света и тени. Свет как будто строит объемы, делая их как можно более осязаемыми и зрительно определенными. Формы более чёткие, больше ощущается фактура материала, из которого построено здание. Например, пудостский камень, основной материал фасадов Камероновой галереи, как бы вбирая в себя солнечные лучи, создает впечатление лёгкости и наполненности светом.
При скользящем или рассеянном свете создается впечатление плановости и погруженности объёма в световоздушную среду. Плавность линий, благородство цветовых оттенков, общая сближенная тональность создают лирическое настроение в пейзаже.

Царское Село. Вид на Верхний пруд в Екатерининском парке. Холст, масло. 60х80 см. 2010. Художник Евгений Малых
Вечернее освещение заходящим солнцем придает архитектурному сооружению романтический образ, давая простор воображению. Далекая историческая эпоха становится намного ближе, и ее детали становятся более осязаемыми и конкретными, материализуясь посредством нашего восприятия.
6. Роль деревьев в пейзаже
Одним из важнейших элементов парка и его ландшафтного дизайна являются деревья, а, вернее, подбор пород и вариации форм. В регулярной части парка очень большая роль отводится липе, как дереву, чья крона в наибольшей степени поддается стрижке и трансформируется при этом в различные геометрические фигуры.
Дуб с его удивительной графикой линий ветвей и стволов, а также с неповторимыми живописными свойствами листвы создает романтическую атмосферу в пейзажной части парка, завершая иллюзию «натуральности», идентичности реальной природе созданной человеком по его понятиям и представлениям.
7. Светотень в пейзаже
Играя исключительную роль в живописном изображении архитектуры, переходы света и тени в световоздушном пространстве переносятся на деревья, дополняя и обобщая общую картину окружающего художника пейзажа. Свет создает настроение в картине, и мы, как это можно проследить в поздних работах Клода Моне, видим, в данном случае, уже не изображения предметов со всей материальностью, а световые эффекты, взаимодействие цвета и света.
8. Выбор художественных материалов
Как передать атмосферу изображаемого места, сделать его ближе зрителю, помочь почувствовать его обаяние? Неоценимую помощь в решении этой задачи оказывают художественные материалы. Чёткость очертаний, плановость, туманность прекрасно передает акварель. Прозрачные мазки, сделанные акварельными красками, не скрывая фактуры бумаги, создают помимо этого впечатление легкости исполнения и артистизма.
Как прекрасное средство изображение эффектов цвета и света, которые характерны для ясной и солнечной погоды, может быть выбрана темпера. Плотная, кроющая структура темперных красок делает предметы более осязаемыми и материальными зрительно, а цвет — более ярким и открытым, что служит выразительным средством для создания уже другого образа. Перо и тушь также подходят для яркого солнечного освещения. Эти материалы идеальны для линейного рисунка.
9. Наброски как важная составляющая пленэрной практики
Подчас, находясь на пленэре, художник сталкивается с двумя проблемами: ограниченностью во времени, когда невозможно в силу объективных и субъективных обстоятельств довести работу до конца, и изменчивостью состояния природы и освещения. В этом случае незаменимы наброски, и чем больше их, тем больший выбор первоначального материала для создания завершенных творческих композиций. Умение обобщать и находить главное — неотъемлемая часть творческого процесса. Не нужно игнорировать ни одного наброска; даже после достаточно большого периода времени, казалось бы, ничего не значащая зарисовка или маленькая акварель, может заставить взглянуть на тот же самый объект или вид совсем по-другому, давая возможность вспомнить ранее упущенные моменты.
10. Пленэр. Традиции и современность
Помимо всего, художественная практика — это идеальная возможность тренировки, как для будущего художника, так и для будущего архитектора, вопреки тому, что все больше и больше заявляют о себе цифровые технологии. Избавляя от необходимости траты большого количества времени на нужные, но все же рутинные операции, но, однако, не могут заменить человеческую руку, удивительной инструмент, созданный природой, чья анатомия абсолютно уникальна. Художественное творчество — это умение через изобразительные средства донести мысль и, возможно, это будет ярким воплощением единения человека с природой. В последние десятилетия стали особенно популярны идеи об экологически устойчивом и дружественном природе образе жизни, о невмешательстве в природные процессы и минимизации воздействия на окружающую среду, что должно стать для современного общества традицией. А хорошие традиции передаются из поколения в поколение. Так и в нашем случае, работая па пленэре и, создавшая потом свои творческие работы по результатам впечатлений в мастерской, художник-преподаватель, как бы готовится к встрече с представителями будущих поколений в лице студентов, стараясь вложить в них все то, что было накоплено до него, помимо своего личного опыта.